На базе нашей больницы, по адресу: ул. Туркестанская, 13А проводится медицинская услуга по определению наличия антител к новому коронавирусу (COVID-19) в крови методом ИФА.
Забор крови осуществляется по предварительной записи через колл-центр (3532) 43-04-04 или по этой ссылке.

Роды — сугубо женская функция организма — источник человеческого рода. Именно поэтому акушерство — одно из самых древних направлений врачевания, ровесник человечества.

До наших времён дошло много различных исторических документов, в которых описаны традиции и суеверия разных стран и народов.

В родовых традициях много есть общего. Благодаря развитию и совершенствованию акушерской службы в мире, беременность и роды не являются рискованным мероприятием как для женщины, так и для плода, но так было не всегда. Так в Европейских странах и на Руси беременная женщина считалась особенной, приближенной к незримой черте, разделяющей жизнь и смерть. И это неспроста: смертность женщин и детей в родах была очень высока. Причиной тому были, в первую очередь, различные инфекционные осложнения и травматизм матери и плода, кровотечения. На современном этапе развития акушерской помощи в мире, эти осложнения минимальны.

Давайте «покопаемся» в интересных исторических фактах. Первые упоминания о методах диагностики беременности были обнаружены в египетских манускриптах и древнерусских свитках. Задержка месячных (а в те времена подсчёт был затруднён) — это ещё не 100% наличие беременности, поэтому мочой данной женщины поливали высаженные рядом с домом ячмень и пшеницу. Если они прорастали быстрее, чем контрольные посевы (которые поливались обычной водой), значит, беременность достоверно подтверждалась. Позже этот метод диагностики был доказан европейскими врачами научно. Кроме того, этот же «злаковый тест» служил для определения пола будущего ребёнка: если быстрее прорастала пшеница — ожидали мальчика, если ячмень — девочку.

Египтянки рожали сидя на корточках на специальных родильных камнях, нагретых до определённой температуры, упираясь локтями в колени. Живот женщины во время схваток акушерка массировала и натирала шафраном и пивом под специальными благовониями. В Греции и Риме роды происходили подобным образом. Уже с древних времён там было известно о влиянии вредных факторов на плод, о пользе гигиены, о наследственной патологии. Применялись попытки обезболивания родов. Если женщина погибала — проводилось чревосечение для спасения плода.

В древнем Египте (50 веков назад) был тест на фертильность — возможность забеременеть. Прежде чем жениться, мужчина хотел проверить, бесплодна его жена или нет. Для этого вечером женщине во влагалище помещали зубчик чеснока. Если утором, проснувшись, женщина ощущала во рту его привкус, значит, детородный прогноз был благоприятным. Чтобы женщина быстрее зачала, во время каждого интимного контакта, её обкуривали специальными благовониями. Покровительницей женщин и детей в Древнем Египте была богиня Таурт. Её изображали в виде беременной самки бегемота с руками женщины и головой львицы. Всем беременным обязательно нужно было носить кулон с изображением этой богини. Египтянки незадолго до родов посещали Дом Родов (Маммизи) — это храм, где они заручались благословением и поддержкой богини Хатор. После этого беременной полагалось сидеть дома и ждать родов. За это время она договаривалась с проверенной акушеркой, которой доверяла. Роды происходили в доме, в специально оборудованной комнате.

В Риме женщине вручали ключ, чтобы рожать было легче. После родов новорожденного клали к ногам отца. Он должен был взять его и поднять над головой, тем самым признавая своё отцовство и принимая его в семью. Греки дарили новорожденному подарки и небольшие сувениры. На пятый день устраивали праздник, который состоял из вознесения благодарности Богам, застолья и танцев.

Русские родовые традиции описаны более подробно. Различные травяные сборы в мешочках и обереги носили с собой и женщины Древней Руси. Кроме того, беременной женщине запрещали надевать новую красивую одежду, говорить о своём хорошем самочувствии, ей следовало избегать встречи с колдунами, принимать участие в похоронах, стричь волосы, брать что-либо у чужих людей (чтобы не сглазили), пользоваться ножницами и иглой.

Роды, как правило, происходили в бане, причём приготовить всё и натопить баню должна была сама беременная женщина. В баню следовало идти босой. Это было более характерно для северной зоны Европейской части страны. «Момент родин скрывать пуще глазу своего, ибо разный у сторонних людей глаз бывает. Пуще, чтобы девка кака не знала». Повитуху вели огородами, чтоб никто не увидел. К повивальным бабкам в народе относились очень уважительно. Чаще всего повитухой была взрослая или пожилая многорожавшая женщина, которая могла помочь советом и оказать пособия в родах. Был в народе даже «профессиональный» праздник — день Бабьи Каши (8 января). Акушерок чествовали, дарили подарки, угощали специально приготовленной кашей с маслом и сладостями. Во время родов повитуха принимала в процессе активное участие: делала массаж, омывала роженицу, била её веником по плечам и пояснице, отвлекая от боли. После рождения ребёнка, его заворачивали в отцовскую рубаху (чтоб отец любил) и клали на отцовский стул (чтоб ребёнок был богат и счастлив). Повитуха в течение последующих 8 дней находилась в бане с мамой и ребёнком. Все обязанности по уходу, гигиене, массажу лежали на акушерке. Маме разрешалось только принимать пищу самой и кормить малыша. Через 8 дней все переезжали в дом. Если ребёнок был недоношенным, его заворачивали в овечью шкуру и клали на печь, чтоб доходил до положенного срока.

Женщины, не имевшие возможность рожать дома (нищенки, бродяжки, изгнанные и др.) рожали в монастырях. Первый родильный дом был создан в 1771 году именно для бедных и желающих оставить детей.

В более поздние времена во многих регионах роды происходили в доме, при этом женщина рожала лёжа по направлению к порогу жилого помещения. Для облегчения родов развязывали все пояса, открывали все шкафы, сундуки, отпирали замки, женщины расплетали косы. Тактика ведения родов была выжидательной, но достаточно активной. Если у женщины отходили воды, её заставляли перешагивать через порог и мужнины штаны. Зачастую роженицу сажали на стул и раскачивали из стороны в сторону, иногда рекомендовалось присаживаться на корточки. Если мужу разрешали присутствовать при родах, ему следовало приказывать жене, чтоб «задерживала дыхание и поверх пупа живот мяла». Мужу предписывалось обязательно сопереживать. Например, если роды протекали тяжело, ему надевали сарафан жены, платок, укладывали на кровать и заставляли изображать родовые муки. Если женщина рожала долго, муж должен был сам разминать ей живот и давить коленом в спину, ему давали хлеб с солью и горчицей, приговаривая: «Солоно и горько рожать». В момент рождения ребёнка в доме зажигали огонь, чтоб ребёнок здоров был.

О родовых традициях других стран, к сожалению, сохранилось не много информации. Объединяет всех одно: отсутствие позы лежания на спине.

У народов Средней Азии и Казахстана роды принимала многодетная подруга беременной, которая становилась малышу, как бы второй матерью. Если в семье не было детей, и рождался долгожданный сын, пуповину доверяли перерезать отцу. В остальных случаях, мужчина уходил от места родов и ожидал известия в стороне. Пуповина служила оберегом. Её высушивали, заворачивали в ткань и пришивали к колыбели. Послед закапывали в отдалённом, «чистом» месте. Мужьям предписывалось в разных странах вести себя по-разному. Так, например, в Италии, Франции, Скандинавии, муж присутствовал при родах, разделял боль, служил опорой, «стулом».

В Осетии роды происходили в хлеву, а мужу запрещалось даже стоять под дверью. Уйгуры рожали первенца в доме своей матери. У суматранских народов, индейцев Северной Америки женщину обвязывали лентой, чтоб душа не улетела во время родов. В Англии рождение ребёнка служило сигналом к началу пира, а после того, как роженица отдохнёт, каждый посетитель был обязан внести несколько шиллингов на покрытие расходов по празднованию дня рождения.

В Месопотамии и Иране для обезболивания родов применялись наркотические препараты. В Индии использовали йогу для коррекции положения плода. В Америке у ацтеков и майя были известны рецепты для предохранения от беременности, лечения бесплодия, пособия при нормальных и осложнённых родах, родостимуляция (хина), обезболивание.

В Китае беременным женщинам (как и на Руси) не разрешалось пользоваться ножницами и шить. Если в доме была беременная женщина, семье запрещалось переезжать на другое месть и даже переставлять мебель — это могло спровоцировать духов на недобрые дела. Китайцы обезболивали роды посредством иглоукалывания, а во время рождения ребёнка раскрывали зонт, муж при этом покидал дом и молчал, пока жена не родит. После родов женщине полагалось целый месяц сидеть, а точнее, лежать дома. В это время даже самая злая свекровь не имела права заставить невестку работать. Женщине запрещалось не только выполнять какие-либо обязанности по дому, но даже плакать (чтобы не ухудшилось зрение). По этой же причине роженице не давали читать. Кроме того, принимать ванну можно было только с особыми травами, а вот голову мыть было нельзя!

Какими бы чудными и странными ни были родовые традиции мира, роды — это самая древняя вселенская тайна женщины,нескончаемый источник продолжения человечества.

Ротова Е. М.

Обратный звонок
Позвонить